Развитие речи ребенка
3-4 лет
Ø Понимание
речи. Оно должно быть в полном объеме, то есть
родители не испытывают неудобств при общении с малышом: он выполняет все
просьбы, задания, реагирует на вопросы.
Ø Активное
говорение. Три года – возраст
«болтунишек». Речевая активность – важный показатель хорошего развития. Стоит
обратить внимание, на то, как малыш играет сам с собой: присутствует ли при
этом речь?
Ø Словарный
запас. В речи крохи уже
можно заметить всё многообразие русского языка: можно услышать и имена
существительные, и прилагательные, и глаголы, встречаются наречия (холодно,
высоко, вкусно), простые предлоги (на, под, около, в, к, от, из, над).
Ø Фразовая
речь. Пожалуй, это один из самых важных критериев для
оценки речевого развития малыша 3 лет. Фраза (предложение) должна состоять из
4-6 слов, и с каждым месяцем предложения становятся все более
распространенными. Это значит, что малышу уже недостаточно ограничиться
констатацией факта: «Снег идет». Появляется потребность и умение делать простые
умозаключения, отсюда фраза становится богаче: «Холодно. Снег идет, пушистый.
Можно на санках кататься». Интересны неожиданные умозаключения:
Мама: «Не пойдем пока гулять. На улице моросит».
Сын, стоит у окна полчаса, час.
Мама: «Что ты там стоишь?»
Сын: «Жду, пока моросит пройдет».
При отсутствии фразовой речи с полной уверенностью можно говорить о «ЗРР».
Мама: «Не пойдем пока гулять. На улице моросит».
Сын, стоит у окна полчаса, час.
Мама: «Что ты там стоишь?»
Сын: «Жду, пока моросит пройдет».
При отсутствии фразовой речи с полной уверенностью можно говорить о «ЗРР».
Ø Грамматический
строй речи еще формируется,
поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок,
согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под
стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением – тоже вариант нормы:
«холодная вода», «болит рука».
Ø Слоговая
структура слова. У
трехлеток слова, конечно же, пестрят перестановками и усечением слогов:
«висипед» (велосипед), «рагуда» (радуга), «атобус» (автобус), чесьтыре
(четыре). Но это, заметьте, относится к словам сложной слоговой структуры, к
длинным, и особенно, новым словам.
Ø Звукопроизношение. Малыш 3-4 лет «имеет право» своевольничать со
звуками речи, потому что и фонематическое восприятие и органы артикуляции
находятся в стадии формирования. Нормальным считается отсутствие или искажение
звуков: Ш,Ж, Щ,Ч,Л,Р,РЬ. Вполне нормальны «фефекты фикции», связанные со
смешением сходных звуков, таких как С-Ш, Л-Р, Ч-ТЬ и др. («Пусыштая кошка»,
«Чечение реки»). Однако речь в целом должна быть внятной.
Ø Фонематическое
восприятие. Эта языковая
способность формируется долго, лет до 6 и не без мучений со стороны родителей и
педагогов, обучающих малышей чтению звукобуквенным способом. Слышать звуки
речи, уметь их различать, да еще определять, какой звук 1-й, а какой –
последний – задача не из легких. Поэтому многие логопеды советуют до 4-4,6 лет
предоставить матушке-природе нести ответственность за формирование
фонематического восприятия, а родителям ограничиться развитием слухового
внимания и восприятия, что готовит малыша к более сложным заданиям. Трехлетка
пока не понимает, что такое «звук», ну и не надо. Такие словечки как
«тремугольник» (треугольник), «игруша» (груша) - тоже следствие незрелости
фонематического восприятия, и они потихоньку уйдут сами.
Ø Общее
психическое развитие. Ребенку
3-3,6 лет уже доступно понимание и называние основных цветов (красный, синий,
желтый), форм (круг, квадрат, треугольник), величин (большой, маленький),
количеств (много-мало, один, два, три). Этого вполне достаточно. Знать буквы и
цифры желательно, но не обязательно.
Помните, что нельзя оценивать речь малыша, опираясь исключительно на 1-2 показателя. Развитие ребенка обследуем только комплексно.
Помните, что нельзя оценивать речь малыша, опираясь исключительно на 1-2 показателя. Развитие ребенка обследуем только комплексно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий